# Модели и алгоритмы

# RAW-результаты

"Сырые" результаты представляют собой собранные в одной таблице формата TSV данные обо всех ответах на все вопросы анкеты всех участников исследования.

# Формат TSV

Для работы эти данные, как правило, сохраняют в формате excel и используют функцию "Текст по столбцам" с разделителями, где разделителем является знак табуляции. После чего данные преобразуются в таблицу, в которой каждая строка содержит информацию об ответах на вопросы анкеты одного пользователя:

  • первый столбец А — содержит номер анкеты по порядку поступления в базу;
  • второй В и третий С дату и время начала и конца заполнения анкеты соответственно;
  • четвертый D — остается пустым, в структуре анкеты в этом месте находится приветствие участников анкетирования и инструкция по заполнению анкеты;
  • следующие столбцы содержат данные об ответах на каждый вопрос анкеты и имеют номер, совпадающий с номером вопроса анкеты, например, q1, q2 и т. п.;
  • в строках под каждым номером вопроса содержится порядковый номер варианта ответа, который выбрал данный участник анкетирования, если в столбце указаны несколько цифр по порядку, например, 3,5,6 — это значит, что в анкете этот вопрос с мягкой альтернативой, то есть на него можно было выбрать несколько вариантов ответа, и цифра соответствуют порядковым номерам ответов;
  • если в анкете были открытые вопросы то есть вопросы, на которые участники вписывали ответ в произвольной форме, то текст ответа будет храниться в ячейке под номером этого вопроса.

RAW–результаты могут быть использованы для углубленного статистического анализа результатов исследования средствами Excel, либо специальных программных продуктов для статанализа, таких как Statistika и т. п.

# Вопросы анкеты

# Пролог

В сущности вопросом, как таковым не является. Это текст, который видит участник исследования, когда переходит по выданной ему ссылке.

Как правило, этот текст содержит приветствие, объяснение цели и смысла анкетирования, а также инструкцию по заполнению анкеты и кнопку для перехода к первому вопросу анкеты.

Пример.
Уважаемый коллега!
Просим Вас выразить мнение по ряду вопросов, связанных с работой и коллективом, в котором Вы трудитесь. Опрос является анонимным, просим высказывать откровенную точку зрения. Анкетирование проводится в рамках проекта по развитию корпоративной культуры и повышению удовлетворенности работой в Банке. Ваше мнение позволит выявить наиболее важные проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь, и принять меры к их устранению.

# Жесткая альтернатива

Это вопросы, на которые участник исследования может выбрать только один вариант ответа из предложенного списка ответов.

Есть возможность отображать список ответов горизонтально.

# Мягкая альтернатива

Это вопросы, на которые участник исследования может выбрать несколько вариантов ответов. При этом количество возможных выборов "от" (минимальное) и "до" (максимальное) может задаваться в сценарии анкеты.

# Открытый вопрос

Это вопрос, который не содержит готовых вариантов ответа. Участник исследования может ответить на него, набрав текст ответа в поле под вопросом.

Открытый вопрос может быть как с обязательным ответом — в этом случае переход к следующему вопросу или завершению анкетирования возможен только после заполнения текстового поля ответа, так и с возможностью пропустить ответ на него. В этом случае переход к следующему вопросу возможен при отсутствии текста в поле ответа. Этот параметр может задаваться в сценарии анкеты.

# NPS (Net Promoter Score)

NPS или Net Promoter Score — это индекс потребительской лояльности, который нужно отслеживать для понимания того, как сотрудники относятся к вашей компании, и выявления недостатков в ее работе.

Преимущество именно такого опросника перед стандартным набором ответов — универсальность. Сотрудник может с помощью одной оценки высказать, что думает, о вашей компании.

NPS с пропуском — вопрос того же формата, что и обычный вопрос NPS. Единственное отличие в том, что в этом случае ответ на этот вопрос можно пропустить и, не выбирая свою оценку по шкале, перейти к следующему вопросу или завершить анкетирование.

Узнать больше о формуле NPS можно в разделе "Описание функционала".

# Паспортичка

Блок вопросов для сбора социально–демографических данных об участниках исследования.

Как правило, анкеты для исследования вовлеченности содержат вопросы следующих типов:

  • возраст;
  • стаж работы в компании;
  • организационный уровень (должность).

В зависимости от организационной структуры компании и целей исследования могут быть также добавлены вспомогательные вопросы паспортички, например, если компания имеет филиальную сеть, можно уточнить город, страну, а в холдинге или группе компаний, название компании, в которой работает участник исследования.

Варианты ответов на такие вопросы паспортички, как возраст или стаж работы могут быть как стандартными, общими для всех подобных вопросов в системе, так и специфическими в зависимости от особенностей компании.

Ответы на вопросы паспортички задаются в сценарии анкеты.

Выпадающие списки фильтров вопросов паспортички в блоке результатов имеют множественный выбор. Воспользоваться данной функцией можно через зажатую клавишу Ctrl или Shift.

# Ветвление

Функционал, позволяющий осуществлять гибкий индивидуальный подход к каждому участнику исследования.

Ветвление предполагает возможность изменения последовательности задаваемых вопросов, а также возможность задавать дополнительные уточняющие вопросы при выборе участником исследования определенных вариантов ответов.

Условия включения дополнительных вопросов прописываются в сценарии анкеты.

# Глобальные идентификаторы вопросов (ГИДы)

ГИД — код, который присваивается каждому вопросу анкет системы.

ГИД может иметь только числовое, либо числобуквенное обозначение.

Он позволяет идентифицировать одинаковые и/или однотипные вопросы анкет, с помощью которых проводились все исследования в базе системы.

ГИДы используются для расчета значений факторов, например, в исследованиях вовлеченности и бенчмарок.

Анкеты KeyHabits имеют особую структуру ГИДов.

Буквенная структура означает, к какому типу анкет принадлежит вопрос, например, ENG — от engagement — вовлеченность.
Далее идет набор цифр, разделенных точками:

  • первая цифра до точки — номер фактора;
  • вторая — уровень отношений в организации:
    • 0 — отношения с компанией;
    • 1 — отношение к себе в компании;
    • 2 — отношения между коллегами;
    • 3 — отношения с руководителем;
    • 4 — отношения между подразделениями;
    • 5 — отношения с клиентами.
  • третья цифра — порядковый номер вопроса в формате 001, 002 и т. п.

Пример.
ENG.3.003 — третий вопрос категории отношений с руководителем методики для расчета вовлеченности.

# Количественные и качественные значения ответов

В платформе KeyHabits каждый вопрос, имеющий варианты ответа, может расчитываться двумя способами — по количественными или по качественным значениям.

# Принцип формирования значений

Для вопросов жесткой альтернативы и NPS после создания вариантов ответов появляется кнопка “Заполнить значения”. При нажатии на нее ответам присваиваются значения (value).

Для вопросов паспортички и мягкой альтернативы значения генерируются автоматически.

# Количественные значения

При таких расчетах учитывается только количественный показатель (ответивших на вопрос, выбравших конкретный вариант ответа или заполнивших анкету).

Примерами количественных расчетов являются:

  • динамика заполнения;
  • количественные средние;
  • NPS;
  • распределение ответов;
  • стековое распределение;
  • статистика исследования.

# Качественные значения

У каждого варианта ответа для вопроса имеется поле value, которое может принимать величину от -100 до 100 и участвует в качественных расчетах.

Примерами качественных расчетов являются:

  • корреляция Пирсона;
  • средние по вопросам;
  • средние по факторам.

Пример.
В анкете имеется вопрос "Мне нравится моя работа" с вариантами ответов:

  • да (value = 100)
  • скорее да (value = 50)
  • затрудняюсь ответить (value = 0)
  • скорее нет (value = -50)
  • нет (value = -100)

Допустим, что анкету заполнили 3 человека, из которых:

  • первый выбрал вариант ответа "Да";
  • второй – "Скорее нет";
  • третий – "Скорее да".

Качественное среднее будет равно:

(100-50+50)/3 = 33.3
1